Просмотр мультфильма можно сделать полезным для ребенка. То есть, не просто занять его время, отвлечь, а погрузить в мир познания себя, своих эмоций, окружающих людей. Как с помощью мультфильмов воспитывать ребенка, узнавать о его психологических трудностях и прививать хороший вкус, поговорим в данной статье.

Стать частью социума

Детский возраст является периодом зарождения и интенсивного развития отношений с другими людьми. И именно эти первые взаимоотношения создают основу личности ребенка, формируют его поведение и отношение к миру.  

Важно понимать, что многие наши взрослые поведенческие паттерны зарождаются в дошкольном возрасте.

Многие современные дети испытывают трудности в общении с окружающими, они не готовы слушать другого человека, сопереживать эмоционально, с трудом решают конфликтные ситуации. В современную эпоху информационных технологий ребенок все меньше общается с взрослым или сверстниками и предпочитает общению телевизор или компьютер. Часто родители, желая отвлечь ребенка и чем-нибудь его занять, включают мультфильмы. Также в образовательных организациях часто используют видеоустройства для ознакомления детей с той или иной информацией. 

Пойми меня через героев мультфильма 

Мультипликационные фильмы всегда занимали и будут занимать важное место в жизни детей. И это не удивительно – яркие и доступные для понимания образы, сказочные сюжеты и герои. Персонажи мультипликации показывают ребенку возможные способы взаимодействия с окружающим миром. В процессе просмотра мультфильмов ребенок получает первые представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

Просматривая мультфильм, дети отождествляют себя с его персонажами, сопереживают, так формируются новые чувства и переживания, развиваются мышление и воображение.

Сравнивая себя с героями мультфильма, ребенок учится уважительно относиться к другим, справляться со своими трудностями и страхами. Узнавая образ своего Я в персонаже, ребенок сопереживает ему и лучше осознает собственные переживания. 

Как выбрать подходящий мультфильм?

Дети с самого раннего возраста с удовольствием смотрят любую анимацию, иногда совсем несоответствующую возрасту. Но! Детей младше двух лет следует по возможности вообще ограничить от просмотра мультфильмов. Поэтому, прежде всего, при выборе смотрим выходные данные, где указан рекомендованный возраст ребенка. 

Взрослые должны контролировать время просмотра. Максимальное время – полтора часа в день. 

Неорганизованный по времени просмотр некачественных и несоответствующих возрасту фильмов тормозит формирование речи и артикуляции у детей, которые необходимы для развития двигательных навыков и органов чувств.

Это может способствовать кризису в формировании функций головного мозга, что приведет к нарушению познавательных и творческих способностей ребенка. 

Если фильм соответствует возрасту ребенка, то экран становится «зеркалом», где малыш видит себя, и средством саморазвития. В мультфильме, не соответствующем возрастным особенностям ребенка, идентификация с персонажем в большей степени происходит на основании внешних формальных признаков и не затрагивает «Я» ребенка. Он следит за сменой картинки и это не находит отражения в его душе.

Выбор мультфильма к просмотру должен быть более разумным, чем выбор книги, так как визуальные образы анимации действует на ребенка гораздо сильнее. В детском возрасте мультфильмы являются для ребенка не только времяпровождением, но и приемом воспитания. 

Исследователи, изучавшие вопрос восприятия кино детьми, сделали вывод, что у детей шести-восьми лет оно фрагментарно. Ребенок оценивает поступки героя на основании одного эпизода, и ошибочно составляет представление о его характере. Дети также испытывают затруднение в объяснении причин тех или иных поступков героя. И обращают внимание лишь на поступки главных героев, упуская из виду действия второстепенных персонажей, хотя они могут иметь большее для понимания событий значение.

Необходимо учить детей правильному просмотру мультипликационных фильмов. Обсудите с ним события, персонажей, выделите важную и ценную информацию. Такой простой анализ позволит выстроить общение с ребенком, чтобы каждый мог высказать свое мнение о сюжете, героях и их поступках. По этим высказываниям можно узнать и о самом ребенке.

По-настоящему понять, что происходит в мультфильме, ребенок сможет лишь при повторном просмотре. Да-да, именно поэтому дети смотрят одни и те же серии по кругу. Просто, чтобы выстроить логическую цепочку событий, соединить все фрагменты в единую картину.

Ребенок в дошкольном возрасте впитывает все с большой легкостью. Поэтому необходимо помнить, что задачей родителей и педагогов является помощь дошкольнику научиться правильно понимать свои впечатления и развить умение критически воспринимать контент. Для этого необходимо обсуждать с детьми сюжет и характер героев. 

Резюмируем правила просмотра мультипликационных фильмов

  •  Правило 1. Подбираем мультфильм по возрасту ребенка. Он у меня умный и уже все понимает – это не возрастная характеристика ребенка! Ведь маркировку производит целая рабочая группа экспертов, включая психологов. В этом плане лучше довериться профессионалам. 
  • Правило 2. Посмотрите описание и содержание контента, он должен иметь образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, его сюжет и действия персонажей должны быть идентичны культуре страны, где проживает ребенок (чтобы совпадал так называемый культурный код).
  • Правило 3. Просмотр мультипликационных фильмов должен сопровождаться обсуждением с детьми сюжетной линии, характеров героев и их поведения. Обсуждайте предварительно, о чем будет мультфильм, и потом по итогам, что понял ребенок. Это правило поможет и родителям контролировать время просмотра, ведь нужно еще время на обсуждение. 

Ну и, конечно же, следует помнить, что ни один мультфильм не заменит живого общения и игры ребенка с взрослым!

Совместный просмотр даст возможность родителям понять на какие ситуации ребенок реагирует более остро, а на какие сюжеты и поступки героев ребенок не реагирует. Задайте несколько вопросов:

Как бы ты поступил в данных ситуациях и почему? 

Что ты чувствовал в те моменты, когда герои попадали в трудные ситуации и их преодолевали. 

Что позволило героям выйти из трудной ситуации или преодолеть свои недостатки? 

Ответы помогут лучше понять ребенка.  Удивляйтесь и радуйтесь вместе со своими детьми! 

577 просмотров