Неудача, или, как говорят, психологи, негативный опыт, очень сильно влияет на все сферы жизни. Отношения к неудачам зарождается с раннего детства, но и тогда же формируется его позитивный аспект. Можете назвать самый простой пример, когда даже взрослые хотят быть похожи на ребёнка? Да, когда малыш учится ходить! Каждый раз сделать первый шаг трудно, сотни раз это не получается. Но вы видели малыша, который сдался, несмотря на неудачные попытки? Нет! Мы все ходим. Так что такое неудача и есть ли она?

Вижу цель – не вижу препятствий 

На простом примере мы рассмотрели модель поведения, когда трудности не имеют значения, если четко поставлена цель. Малыш видит, что взрослые ходят, он тоже хочет научиться ходить. Что его ожидает, он не представляет, просто пробует. И ни одна неудачная попытка не сеет в его голове мысль, что он в итоге не пойдёт, как мама и папа. Тут, конечно, взрослым можно поучиться у ребёнка отношению к неудачам. Негативный опыт, неудачные попытки, забываются, когда достигается цель. Поэтому, прежде всего, важно ставить эту цель. Мы учимся завязывать шнурки, складывать книги в портфель. Ребенка нужно научить пониманию, что у него есть свои задачи, которые он должен выполнять сам, несмотря на трудности. 

Не мешать попыткам 

Часто родители в силу разных обстоятельств пытаются ускорить процесс. Опаздываем в сад, поэтому лучше сам одену ребёнка, а то прокопаемся еще 20 минут. Или неудачные попытки поесть самостоятельно, все же испачкает, растянет приём пищи, будет баловаться или просто ничего не съест. А сделать поделку за ребёнка или домашнее задание? У малыша была своя задача, но родители своим нетерпением просто не дают возможности попробовать достичь цели самому. Как же тогда ребенок научится отношению к неудачам во взрослой жизни, если по мелочам родители все делают за него? Это называется медвежьей услугой. Позвольте малышу самому выполнять его обязанности. И пусть это будет не одна попытка, но главное, чтобы действие было доведено до результата. Обучаясь с детства на простых мелочах, модель поведения закрепляется и переносится на другие действия и ситуации и во взрослую жизнь. 

Врезка: Это очень важно позволять ребенку делать ошибки, приобретать свой личный опыт. Не опыт мамы и папы, а свой. Бесконечная надежда на кого-то и неверие в собственные силы поражает инфантильных людей, которые и во взрослом возрасте ждут, что за них родители все решат и бездействуют. 

Также это влияет на умение принимать решения. Каждое решение – это осознанный выбор. Делая все за ребенка, вы лишаете его права выбора. Сейчас и дальше во взрослой жизни. 

Похвалите ребенка! 

Почему важно доводить любое дело до результата, приобретая тот или иной опыт? После завершения задачи, мозг, как компьютер, закрывает ее выполнение, закладка в браузере закрыта, система не виснет. Также организм человека выделяет определенные гормоны и мы чувствуем удовлетворение от сделанной работы, чувствуем уверенность в своих силах. Эти ощущения нас подпитывают и выстраивают модель – доведешь до результата, получишь хорошее настроение. Поэтому, сколько бы попыток не было, главное, получить результат, довести дело до конца. 

Поддержите ребенка в любом случае за попытки делать снова и снова. Будьте спокойны, передавайте свою уверенность малышу. Вашу веру в его способности. Все обязательно получится, пусть и не с первого раза. 

Неудача – это просто знание, как делать не надо.

Когда у создателя лампочки Томаса Эдисона спросили о том, как вы изобрели лампочку? Он ответил, что он знает 999 способов, при которых лампочка не работает. Пусть ребенок знает, что вы поддержите его попытки довести дело до конца! Потому что опыт – это уже половина удачи.  

Ошибаться – это нормально 

Не стоит программировать ребёнка, что вы похвалите его только, если он все сделает без ошибок. Умение ошибаться – это один из способов познания окружающего мира. Это путь исследователя! Сколько научных открытий произошло «по ошибке», случайно, из казусных ситуаций. Растаявшая шоколадка открыла нам микроволновую печь. Когда инженер заметил, что его шоколадка в кармане растаяла во время прохождения перед магнетроном (электронная лампа, генерирующая микроволны). Спустя несколько лет этот опыт позволил специалисту создать микроволновку. 

Кока-колу сначала придумали, как лекарство от мигрени. Однако фармацевт по ошибке разбавил сироп из листьев коки и орехов колы газированной водой и получил самый популярный напиток во всем мире. 

Не я ошибся, а надо же, как интересно получилось

Поэтому не стоит квалифицировать ошибку, как неудачу. Это один из возможных вариантов выполнения задачи. Это творческий креативный подход, в конце концов! 

Даже при сдаче единого государственного экзамена по математике или химии проверяющие смотрят не только на результат, а на само решение, на ход мысли, каким образом ученик пришёл к этому результату и за это решение начисляют баллы. 

Чтобы ребенок не боялся ошибаться, не ругайте его за попытки выполнить действие непривычным для вас способом. Возможно, ему так удобнее, он пробует свои силы, познает мир. А еще лучше, экспериментируйте вместе.

Проводите с ребенком различные опыты. В продаже много разнообразных наборов по исследованию физических явлений. Это интересный исследовательский опыт, который пригодится не только на уроках, а в целом выработает в ребенке любознательность и желание изучать мир, и не бояться ошибок и неудач. 

Этот важный воспитательный аспект переходит во взрослую жизнь. Так дети, которых ругали в детстве за любую ошибку, просто бояться действовать. Они лучше «отсидятся» и не сделают ничего, чем получат осуждение окружающих. Такие дети растут безынициативными, ведомыми, слишком осторожными, чтобы познавать все разнообразия мира. 

Поддержите ребенка во всех его начинаниях, пусть он пробует, приходит к своему результату. У родителей был свой опыт, у ребенка – свой. Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает.

568 просмотров